dodrg59: (Default)
[personal profile] dodrg59
Давно хотел написать про академика Агреста.

Слева направо: М.Агрест, Т.Стикс, Н.Леонтьев

 Матес Менделевич Агрест был одним из тех, кто создавал ядерный паритет. Он был, по сути, ЭВМ атомного проекта: компов тогда не было, все считали вручную, на грохучущих арифмометрах.
При этом он даже не окончил среднюю школу. Он был из релишиозной еврейской семьи в Белоруссии - отец его был, вроде бы, шамесом - служкой в синагоге. Он окончил хедер - начальную иудейскую религиозную школу и, по некоторым сведениям, и йешиву (дословно - сидение) - высшую религиозную школу.
В 15 лет он окончил ешиву и стал дипломированным раввином! Но..."...какое, милые, у
нас тысячелетье на дворе?". А на дворе был грозовой 1930 год - Год Великого
Перелома. И маленький новоиспеченный раввин оказался не у дел. Буря времени
разметала родной дом, и Матес оказался в Ленинграде фактически без всяких
средств к существованию, даже без знания русского языка. Можно было себе
представить, как ему было трудно. Голод, бездомное существование - это были
еще не главные беды. Беда была в отсутствии перспективы. Что делать? Как
найти себя в этой новой страшной жизни, оставаясь в то же время самим собой?
И он нашел себя. И он остался собой, то есть ортодоксальным евреем высокого
духовного ранга.
В немыслимых условиях он стал готовиться к поступлению в Ленинградский
университет на его знаменитый матмех факультет. Прошу учесть, что никаких
"светских" предметов, кроме начал арифметики, в хедере, а тем более в ешиве,
не проходили, так что он овладевал знаниями, что называется, с нуля. Не
забудем, что заниматься приходилось урывками, так как надо было работать
разнорабочим, чтобы прокормить себя и хоть крохи посылать родителям. Для
подготовки в университет ему потребовалось немногим более года. Как
объяснить такой феномен? Прежде всего, вероятно, гипертрофированно развитой
традиционным еврейским образованием способностью к абстрактному мышлению.
Кроме того, я полагаю, что после Талмуда и комментариев к нему всякие там
физики и истории выглядят не так уж трудно. Он блистательно сдал все
экзамены и... провалил русский язык. Тем не менее - прошу внимания,
товарищи, - Матес Менделевич был принят в Ленинградский университет как...
еврей, для которого русский язык не является родным. В наше озверелое время
читающий эти строки рассмеется. Чему смеетесь? Над кем смеетесь?
Учась в Ленинградском университете, он нашел для себя идеальную работу:
в публичной библиотеке разбирал средневековые еврейские рукописи эпохи
кордовского халифата. Он досконально изучил удивительную еврейско-арабскую
культуру, процветавшую на юге Испании 10 веков назад.
(Я упоминал об этом уникальном еврейско-арабском симбиозе).
Здесь хочется немного поспекулировать о традиционном еврейском образовании. Известно, что многие выпускники йешив и тадмуд-тор преуспевают в теоретической физике, космической физике и т.д. Yeshiva University в Нью-Йорке очень высоко котируется. В Йерусалиме создан "Махон Лев" - институт/колледж, где изучают ТАНАХ и Талмуд вместе с математикой и программированием.
Агрест умудрился в суровых советских условиях соблюдать заповеди. Он был на фронте - в штрафной роте - был ранен. Вот что он говорил о соблюдении заповедей на войне:
Как-то я спросил у него - исполнял ли он на передовой предписания еврейского закона (например
субботний отдых!)? Он вполне серьезно ответил, что Талмуд в таких ситуациях
предусматривает ряд облегченных вариантов поведения...

Столь же трудно было соблюдать заповеди на атомном проекте, где работали нон-стоп - без суббот и воскресений. Конечно, все годы, проведенные на "объекте", по субботам Агрест не
работал. Но что значит "работать"? На этот счет Талмуд дает совершенно
точные определения. Например, писать - это работать, а читать, беседовать,
обсуждать - это уже не работа... И вот в очередную субботу начальник
вычислительной лаборатории объекта Матес Менделевич Агрест с утра - как
видят и чувствуют все сотрудники - активно работает: он отдает распоряжения,
изучает отчеты, просматривает расчеты, дает руководящие указания - дело
кипит! Но на самом деле, в смысле Талмуда, - он не работает. Ни одной цифры
не выводит его карандаш, ни одной помарки он не делает в расчетах
сотрудников, и, казалось бы, никто этой особенности его деятельности не
замечает. И все же нашелся человек, который эту неуловимую особенность в
остальном безупречной деятельности Матеса обнаружил. Человек этот - Яков
Борисович Зельдович, весьма значительная персона на "объекте". Как-то в
субботу он вызвал к себе нашего раввина и небрежно заметил ему, что
отдельные детали расчета, выполненные накануне вычислительной лабораторией,
ему неясны. Матес стал популярно объяснять будущему академику и трижды
герою, что все расчеты - это так очевидно - правильны. "А вот в этом месте я
не понимаю. Напишите, пожалуйста, эту формулу..." Пытка продолжалась хороших
два часа. Я. Б. проявил садистскую изобретательность и крайнюю
настойчивость. Бедный Матес был весь "в мыле". Он пускался на самые
невероятные ухищрения, чтобы объяснить своему мучителю "на пальцах", что
никакой ошибки нет, все правильно... Все было тщетно! И бедный Матес впервые
в жизни нарушил закон*.

Здесь о его теории палеовизитов.

(К названию поста. У нас на радио была передача "Анашим и миспарим" - "Люди и числа". Но можно перевести и как "Люди и половые акты" - как американское number).

Date: 2011-04-07 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] koshkodil.livejournal.com
Удивительный человек с незаурядной судьбой.
Слышала о нем и раньше.

Date: 2011-04-07 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Конечно, слышали, мэм.
Я очень долго не мог найти о нем статей - оказалось, фамилию запомнил неточно (как всегда!). Но каково - не сломаться в советских условиях + инвалидность по 5-й графе!

Date: 2011-04-07 07:03 pm (UTC)
From: [identity profile] krug51.livejournal.com
с уважением отношусь к этому феномену!! очень большой оптимизм внушает!!!!!!! спасибо! вот это судьба))

Date: 2011-04-07 07:12 pm (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Да, великолепный дядька! В таких условиях - не сломаться и не изменить себе!

Date: 2011-04-07 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] krug51.livejournal.com
а что значит, "...традиционным еврейским образованием способностью к абстрактному мышлению"?..что,настолько великолепны принципы образования?

Date: 2011-04-07 07:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Талмудический подход - по крайней мере, я так понимаю по-дилетански - берут проблему и рассматривают ее со всех сторон. Доказывают, что A > B. Потом, что B>A. И т.д.
А в современной физике - квантовой механикек, физике микрочастиц, астрофизике и т.д. - именно такое мышление и требуется.
From: [identity profile] krug51.livejournal.com
ага)) надо подумать)) это интересно...я б до такого не додумалась..я тут "бьюсь", стараюсь найти что-то положительное в положительном и совершенно отрицательном...а оказывается, надо, как в песочных часах просто переворачивать всё и каждое - когда досыпется содержимое до конца))
From: [identity profile] dodrg59.livejournal.com
Собственно, весь постмодернизм - это чисто талмудический подход: нет объекта без субъекта - http://dodrg59.livejournal.com/36719.html .

Profile

dodrg59: (Default)
dodrg59

April 2011

S M T W T F S
     1 2
34 5 6 7 89
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 12:37 pm
Powered by Dreamwidth Studios